Статьи

Начало раздела

История автоканала. Почти без картинок. Распечатать Переслать В избранное

  Историческая справка: водители, как одни из самых прогрессивных людей, заставившие сгорать топливо не ради тепла, а ради передвижения с ветерком, широко используют связь между собой с тех пор, как она стала для них доступна, и по сути своей, являются одними из тех, кому эта связь бывает просто необходима.
Однако автомобили давно не топятся дровами, а связь в виде моргания фар, звуков клаксонов или взмахов рук уже стала анахронизмом.

Кому читать лениво или некогда - смотрите табличку в самом низу, там вся суть, после этого можно  прочитать последний абзац Для тех, кто коротает время я чуть разольюсь по теме.

Когда появились первые, так называемые гражданские диапазоны частот и радиостанции, на которых  могли работать все, получившие разрешение на работу в эфире по весьма упрощенной схеме – их первыми владельцами скорее всего стали как раз водители. Именно они, как прогрессивно-мыслящая часть человечества, начали их приобретать и учиться использовать в личных и не очень, целях.

В большинстве своем делали они это для связи с домом или диспетчером (половину абзаца убил).
Первые радиостанции, как и автомобили, были не так удобны, как современные, среди них почти не было портативных, они были большие и тяжелые, предназначены для работы либо в стационарных условиях, либо после установки именно на транспорт, а антенны на этот диапазон настолько большими, что их нельзя было использовать полноразмерными и эффективными даже там.

Устанавливая радиостанции на машины,  сами того не зная, владельцы авторадио приобрели еще одно, очень важное для них самих свойство – связываться друг с другом на дороге в процессе движения. Для упрощения был выбран один канал, общая частота, где можно было спросить что-нибудь и получить ответ. Обычно на ней все владельцы и устанавливают свои приемопередатчики, находясь в пути, это 15-тый канал сетки С, 27.135 MHz в амплитудной модуляции (АМ) CB (CиБи, Ситезен Бэнд англ. – гражданский диапазон, ~ 27-27.5 MHz).

Кроме водителей приобретали радиостанции и другие прогрессивные люди, но позже они либо переквалифицировались в радиолюбители, стали водителями в силу своей прогрессивности или забросили это занятие. Итак, через совсем короткое время диапазон СиБи  для водителей стал родным, они практически господствуют на нем, за исключением тех, кто по какой-то причине водителем не стал и периодически компенсирует свое чувство зависти, мешая связываться владельцам авто.  Шутка.

Справедливости ради надо заметить, что не у всех водителей были радиостанции в машинах. Кому-то они казались не нужными (да, не смейтесь!), кому-то казалось, что затраты времени и денег на их приобретение и оформление не оправдывает тех выгод, которые они могут получить (долго и дорого).

Итак, сам автоканал жив, здоров и работает (не верите? Спросите что-нибудь на 15-м канале СиБи, находясь где-нибудь по трассе  и скорее всего Вы тут же получите ответ). Вполне возможно он даже  знает о  том, что у него может появиться младший братик, но никак на это вида не подает.

Следующая веха истории начинается не так давно, а именно в те времена, когда у народа, периодически сидящих за рулем авто появилась возможность приобретать портативные радиостанции LPD и PMR в обычных магазинах, торгующих телефонами  и аксессуарами, т.е., примерно 2-2.5 года назад.  Теперь даже те, кто жадничал на радиостанцию, антенну, ее установку (заплатить за монтаж и настройку) и за лицензию, могут без всего этого приобрести маленькие и удобные радиостанции по цене значительно ниже, чем все еще доступные радиостанции диапазона СиБи. Идея сделать автоканал более доступным и массовым (читай "приобщиться к тем, кто уже пользуется автоканалом в пути) при значительно меньших затратах показалась такой заманчивой, что почти одновременно появилось куча объявлений об организации такого общего канала общения на частотах этих самых маленьких радиостанций LPD.

Поиск по великой сети дал большое количество ссылок, среди которых форум радиосканнер.ру , форум Рыбинска, авто.ру, форум вологодских автомобилистов, форумы и клубы определенных моделей авто.  На этих ресурсах большинство активистов просто призывало приобретать такие радиостанции с целью связываться друг с другом, но первые же вопросы о используемых каналах, аппаратуре, дальности связи приводили к тому, что сама идея тонула в обсуждениях как собственно пользоваться тем, чем предлагают. Вопрос ставился о дальности связи, об используемых каналах, о том, что данный диапазон пересекается с радиолюбительским диапазоном.

На некоторых ресурсах эта тема через некоторое время замирала. На некоторых эти темы до сих пор живы. Почти все посты можно разбить на несколько видов:
1 Завтра буду ехать там - давайте скричимся!
2 Где все? Купил - никого не слышу неделю, валяется в бардачке.
3 Я сегодня ехал там - слышал кого-то/поговорил с тем-то!
Иногда проскакивает: "Какую станцию купить?" "Поставил эхорепитер, погонять строителей." "Снова дятел на основном канале, куда сваливаем?"

Все.. больше тем для постов нет, судя по активности- канал скорее мертв, чем жив, связи носят случайный характер, либо устанавливаются по предварительной договоренности.

Выводы из всего, что я тут успел написать удобней всего сделать табличкой.

Основной аспект, который следует учитывать -  Автоканал уже есть и он работает. Правда он на СиБи. Предложите любому дальнобойщику поменять его сибишку на LPD и вы услышите его мнение, которое можно перевести на русский примерно как - иди мальчик дальше писать в форумы, не мешай дядям работать.
Смотрим сюда:
 Диапазон            CB     
      LDP/PMR
 Дальность действия
            +             -
Стоимость оборудования
            -             +
Простота установки и эксплуатации
            -             +
 
Видим, что дальность действия на сегодня пока является одним из самых важных преимуществ у CB и самым главным затыком для поднятия канала на LPD/PMR. И тут зарождается следующая мысль - стоит эту проблему побороть  и автомобилисты хлынут. Однако, тут тоже не все так просто.. в городе можно напрячься и все-таки что-нибудь придумать. Репитер какой-нибудь (какой пока неизвестно.. попугаи делают невозможным общение с оперативностью, которой требует дорожная обстановка, репитер с разносом не дает возможности работать через него станциям lpd). Можно подумать что-нибдуь с интернет-линками, но это настолько масштабный проект, требующий капиталовложений и организации, что его можно почти исключить. Вот и выходит, что для того, чтобы автоканал начал работать на УКВ существуют пока серьезные (если не непреодолимые) препятствия. Но не все так плохо. Прогресс не стоит на месте, все еще впереди, просто мы оказались пионерами и все самое интересное будет происходить на наших глазах.
Историю автоканала нам придется писать самим.

>>> Обсуждение материала в форуме <<<.

17.10.08. Jafar, AKA mk241

Дата: Пятница, 17 Октябрь 2008
Прочитана: 6520 раз


Другие публикации

© 2010 Radio-Korolev.Ru. Все права защищены.